Управление корпоративных коммуникаций УлГТУ
информация о жизни корпораций Ульяновской области
             

Завершена реконструкция железнодорожного моста через Волгу

20.10.2008
RGD.jpg

Заменены пролеты, усилены опоры, уложен «бархатный» путь. Увеличена пропускная способность на данном участке магистрали, повысилась эксплуатационная надежность и безопасность сооружения, скорость движения поездов возросла в два раза.

Реконструкция мостового перехода через реку Волгу в районе Ульяновска входит в число обязательных мероприятий Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Ульяновский мост имеет большое значение для экономики России. Он соединяет европейскую часть страны с регионами Урала, Сибири и Дальнего Востока, расположен на одном из наиболее грузонапряженных участков железной дороги. Волжский мост является одним из крупнейших сооружений в Европе, его протяженность более 2,2 км.

ЗАМЕНА ПРОЛЕТОВ

В период с 2003 по 2008 годы на железнодорожном мосту проводилась замена пролетных строений. Взамен царских пролетов, прослуживших более 90 лет, мостостроители установили новые конструкции из высокопрочной стали, которые легче по весу и значительно прочнее и надежнее в эксплуатации. Срок службы любого моста специалисты определяют в 100 лет, за этот период, по их мнению, металл изнашивается и «устает», что небезопасно для последующей эксплуатации.

Так, в 2000 году в мостовых конструкциях Ульяновского железнодорожного моста была выявлена «усталость металла» и принято решение о необходимости проведения реконструкции, которая и была начата в 2003 году. В связи развитием экономики, промышленного производства, деловых и туристических связей с каждым годом растут потребности в перевозке грузов и пассажиров, что ведет к увеличению составности и веса поездов, повышаются требования к пропускной способности железных дорог. Это обуславливает необходимость усиления инфраструктуры, обустройства современных коммуникаций, обеспечения безопасности движения поездов.

Замена пролетов на железнодорожном мосту через Волгу производилась на плаву. Сначала старый пролет демонтировали и с помощью специальных плавсистем доставляли на берег. Помимо плавсистем, в реконструкции были задействованы плавучие краны и баржи. Для усиления опор моста мостостроители бурили скважины глубиной до 40 метров – практически по всей высоте опоры, затем в эти скважины под высоким давлением нагнетали новый раствор. Эта технология позволяет максимально повысить прочность конструкции и в несколько раз продлить срок эксплуатации. На железнодорожном мосту через Волгу произведена замена всех инженерных коммуникаций, усовершенствована система пожарной безопасности.

РЕКОНСТРУКЦИЯ ПУТИ

На мостовом переходе проведен капитальный ремонт железнодорожного полотна.

На мосту уложен новый бесстыковый путь, который называется «бархатный». Он обеспечивается более высокую скорость движения, повышает комфортность поездки для пассажиров, так как позволяет двигаться поезду почти бесшумно. Кроме того, «бархатный путь» является и более безопасным, так как именно в зоне рельсового стыка появляется большая часть дефектов. Кроме того, это облегчают работу ремонтным службам путевого хозяйства. «Бархатное» полотно позволяет продлить срок службы пути до 25%.

Реконструировано верхнее строение пути с укладкой безбаластного мостового полотна на железнодорожных плитах (БМП). Это позволило обустроить рельсовую цепь, являющуюся важным элементом в устройствах автоблокировки, электрической и диспетчерской централизации, с помощью которых осуществляется связь между подвижным составом, путевыми устройствами и устройствами СЦБ. Теперь железнодорожные составы могут безопасно следовать по мосту один за другим. Раньше этот участок магистрали не был «виден» устройствам и приходилось ждать, когда поезд проедет мост до следующей станции, откуда уже будет получено подтверждение, что путь свободен.

Обустройство рельсовой цепи и ввод в эксплуатацию автоблокировки позволит решить проблему «узких мест» и значительно увеличить пропускную способность на данном участке магистрали, сократить эксплуатационные расходы, обеспечить высокую безопасность движения поездов.

В настоящее время скорость следования грузовых и пассажирских составов по мосту через Волгу повысилась в два раза – до 80 км/ч. Мост готов для пропуска новых перспективных видов подвижного состава и поездов повышенного веса и длины

***

ИСТОРИЯ

Железнодорожный мост через Волгу был введен в строй в 1916 году.

Вопрос о строительстве железнодорожного моста через Волгу встал в конце XIX века, когда в Симбирск была проложена железная дорога. До этого времени грузы приходилось выгружать из вагонов, а затем переправлять зимой по льду, летом - на баржах до следующей станции и снова грузить в вагоны.

Строительство железнодорожного моста началось весной 1913 года. Автором проекта стал русский инженер и учёный в области строительной механики и мостостроения Николай Аполлонович Белелюбский, который до этого построил в России около 100 мостов. По его проектам возведен ряд крупных металлических железнодорожных мостов через Волгу, Днепр, Обь, Белую, Ингулец и др.

Окончательно мост был достроен в 1916 году, и 5 октября состоялось его торжественное открытие, а 1 декабря по нему открылось временное пассажирское движение. Первое название моста – «Романовский», после Февральское революции мостовое сооружение переименовали в «Мост Свободы». Срок службы моста определили в 100 лет.

Стальные конструкции для моста изготавливались на Юзовском заводе (г. Донецк, Украина) и собирались на месте. Гранит для облицовки «туфельных опор» доставлялся с Урала, бутовый камень добывался в Симбирской губернии. Для сборки пролетов был поставлен миллион заклепок. Существует легенда, что одна из заклепок сделана из драгоценного металла. Другая история гласит, что в бетонную опору была замурована серебряная плита, на которой были выбиты имена самых первых мостостроителей. Современные мостостроители также решили продолжить заложенную своими предшественниками традицию. Где будет размещен тайник, останется загадкой еще на сто лет.

Почти вековая история моста связана с несколькими трагическими событиями:

- В июле 1914 года строящийся мост был сильно поврежден пожаром, горели строительные леса вокруг его опор.

- В мае 1915 года грандиозный оползень Симбирской горы разрушил подходы к мосту со стороны города и значительно повредил уже установленные конструкции. - В июне 1983 года на железнодорожном мосту через Волгу произошла серьезная авария. Пассажирский теплоход «Александр Суворов» пошел под несудоходный восьмой пролет и верхней палубой задел мост. В результате аварии пролетное строение было смещено на 300 мм. В это время по мосту следовал грузовой поезд в составе 53 вагонов, 11 из которых сошли с рельс.

Служба по связям с общественностью КбшЖД