Управление корпоративных коммуникаций УлГТУ
информация о жизни корпораций Ульяновской области
             

Факторы успешного трудоустройства выпускников УлГТУ

23.12.2009

В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает процесс профессионального трудоустройства молодых специалистов, особенно – с высшим образованием. В условиях кризиса квалифицированная молодёжь является наиболее уязвимой группой населения и в первую очередь попадает под массовое сокращение на предприятиях или вовсе не может устроиться на работу вследствие несоответствия своих ожиданий реалиям регионального рынка. При этом молодые специалисты являются основным ресурсом регионов. Выпускники вузов – это социальный слой общества, который выступает источником социально-экономического развития любого Ульяновской области.

 В ноябре 2005 года по инициативе учебной части УлГТУ был проведен первый социологический опрос руководителей предприятий Ульяновской области. Осенью 2006 и 2007 г.г. проведены повторные опросы, в основу которых положена та же методика. Исследование превратилось в мониторинг. В конце 2008 г. уже в четвертый раз проведен опрос руководителей предприятий Ульяновской области, который позволил осуществить сравнительный анализ сведений, полученных в ходе всех замеров. Методика опроса в целом сохранена, но дополнена вопросами, посвященными информационному взаимодействию предприятий и вуза. Адаптация выпускника вуза к региональному рынку труда представляет собой сегодня сложный процесс приспособления к новым реалиям и требованиям. Целью, ради которой происходит адаптация выпускника, можно считать нахождение им полноценного рабочего места, соответствующего профессии и уровню квалификации выпускника вуза, устраивающего его по условиям и режиму груда, уровню заработной платы, возможностям карьерного роста. В последние годы усиливается социальная и политическая апатия молодежи, растут потребительские настроения, замещающие собой установки на активную трудовую деятельность, а также духовность. Эти явления усилятся в условиях мирового финансового и экономического кризиса. Молодежь отдает предпочтение занятости в сфере торговли и услуг. Отток молодежи из сферы материального производства наносит серьезный ущерб перспективам развития экономики региона. Исследование современного положения выпускников вузов на рынке труда и их профессиональные предпочтений поможет определить глубину расхождений между предпочтениями молодёжи и состоянием регионального рынка труда. Проблема, которая была выявлена ещё в ходе первого опроса работодателей, заключается в сближении постоянно меняющихся требований работодателей к молодым специалистам. Эта проблема в условиях кризиса была дополнена следующим противоречием: с одной стороны, выпускники вузов стремятся реализовать себя как профессионалы на региональном рынке, с другой стороны, фактические результаты расходятся с их ожиданиями, что создаёт проблемы в трудоустройстве. Изучение оценок и мнений работодателей, являющихся главными потребителями рабочей силы на региональном рынке труда, позволит снизить остроту проблемы. Цели мониторинга. 1. Оценка динамики удовлетворенности предприятий Ульяновской области качеством подготовки молодых специалистов – выпускников Ульяновского государственного технического университета (УлГТУ). Выявление тенденций изменения позиций УлГТУ на рынке труда в процессе проведения мониторинга 2005 - 2008гг. Определение направлений совершенствования учебного процесса. В ходе исследования решены следующие задачи: определение характера сотрудничества и взаимодействия предприятий с УлГТУ; анализ предпочтений работодателей в выборе молодых специалистов; составление портрета типичного выпускника УлГТУ на основе анализа сильных и слабых сторон его профессиональной подготовки, проблем адаптации к условиям предприятия; выявление путей повышения качества функционирования вуза и выработка соответствующих рекомендаций. Объект исследования - уровень подготовки и проблемы адаптации молодых специалистов – выпускников УлГТУ. Предмет исследования – влияние качества подготовки выпускников вуза на уровень удовлетворенности работодателей и процесс адаптации молодых специалистов. Выборка исследования В 2008 году из 120 разосланных предприятиям анкет получено всего 52, от предприятий разного профиля и масштаба. Полученная выборка составляет 43% от предусмотренной генеральной совокупности, что соответствует критерию «выборки основного массива»: должно быть опрошено не менее 40% всех единиц. В этом случае полученные результаты могут быть перенесены на всю генеральную совокупность – как базовые тенденции. Информацию можно признать достоверной еще и потому, что в опросе приняли участие ведущие предприятия региона: ЗАО «Авиастар – СП», ООО «Авиакомпания «Волга-Днепр», ОАО «Ульяновский патронный завод», ОАО «Утес», ОАО «Автодеталь-Сервис», ОАО «Ульяновскэнерго», ООО «КПД-1», ОАО «Гидроаппарат», ОАО «Контактор», ОАО «НПО «Марс», ООО «Ульяновский автомобильный завод», ООО «Ульяновская региональная компания по реализации газа», ОАО «Ульяновский механический завод», МУП «Ульяновская городская электросеть», ОАО «Ульяновскэнергоспецремонт», ООО «Ульяновскстройпроект»,МУП «Ульяновскводоканал» ОАО «Вымпел-коммуникации», ГК «Герасимов», ЗАО «Симбирск КТВ», ООО «Издательский Дом «Мозаика», ЗАО «Ульяновск – GSM», Департамент массовых коммуникаций правительства Ульяновской области, Филиал Сбербанка РФ в Ульяновске, филиал ОАО «Бинбанк» в Ульяновске. Эмпирическую базу представленного анализа составили оценки и предпочтения предприятий всех сфер деятельности: промышленность – 15 организаций, энергетика - 8, строительство, транспорт и грузоперевозки - 8, связь, торговля, банковская деятельность, страхование – 11, образование, СМИ, Госуправление и другие - 10.